Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы. Театральное искусство одно из самых древнейших, но в привычном для современных людей виде оно сформировалось не так давно. Оно имеет уникальные особенности и насыщенную историю развития, благодаря чему до сих пор не устаревает и привлекает множество зрителей.
Само по себе слово "театр" имеет несколько значений:
- это зрелищный вид искусства, в основе которого лежит отражение реальной или воображаемой ситуации через живых актеров, работающих на сцене;
- место для зрелищ. То есть это здание или место под открытым небом, которое специально строилось и оснащалось для полноценного проведения театральных постановок;
- учреждение или предприятие, которое специализируется на показе спектаклей, а также все его сотрудники и актеры;
- совокупность сценических и/или драматургических произведений, которые структурированы по определенному принципу. Например, японский театр, театр Чехова, театр эпохи Ренессанса и т.д.;
- у слова "театр" также есть переносное значение – место каких-либо событий. Например, анатомический театр, театр военных действий и т.д.
Театральное искусство занимало большое место в теоретическом наследии В.А. Сухомлинского и С.Т. Шацкого. Последний, например, был глубоко убежден, что «потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребёнка».
Есть много сторон детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становясь источником капризов и непонятных заболеваний. Только игра, дающая простор воображению, может освободить внутренний мир ребёнка.
«Театральные занятия должны воспитывать у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений».
Основная цель школьного театра:
- Основной целью школьного театра – является развитие мотивации к познанию и творчеству, самостоятельности, инициативности и творческой активности младших школьников и подростков посредством соединения процесса обучения учащихся с их творческой практикой.
Задачи школьного театра:
- Создать условия для комплексного развития творческого потенциала обучающихся, формирования общей эстетической культуры;
- Создать условия для формирования духовно-нравственной позиции;
- Организовать работу с психофизическим аппаратом каждого обучюащегося, обеспечивая возможности самовыражения и самопрезентации;
- Предоставить обучающимся возможность овладеть основами актёрского мастерства, выразительной сценической речи, основами игры на музыкальном инструменте, концертмейстерской работы;
- Организовать досуг школьников в рамках содержательного общения;
- Вести пропаганду театрального и музыкального искусства среди школьников;
- Выявить и организовать допрофессиональную подготовку одарённых детей и подростков в области театрального искусства;
- Осуществлять сотрудничество с другими творческими объединениями.
Основные функции школьного театра:
- Деятельность школьного театра заключается в духовно-нравственном общении, в оказании помощи учащимся в самовыражении и самопрезентации, участии в организации культурно-массовых мероприятий, в постановке и показе широкому зрителю учебных спектаклей, концертных программ, творческих мастерских по специальным дисциплинам, самостоятельных работ обучающихся, а также педагогов как на своей стационарной площадке, так и на других площадках.